ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА).

Я психолог и для меня особенно важно психологически грамотно помогать предупреждать или устранять трудности. Обычно на консультацию приходят с трудностями.
Перед описанием приемов, которые я использую в работе считаю важным обозначить обоснованность их использования.

Исходя из профессионального опыта - большинство детей имеют две большие общие проблемы:
-во-первых, они плохо к себе относятся (даже не признавая этого)
-во-вторых, они испытывают огромные трудности во взаимоотношениях с родителями, учителями, сверстниками.

Есть два подхода к достижению целей, решению трудностей, к жизни вообще:

1.Борьба с собой. Можно добиваться желаемого через преодоление, через работу с напряжением, любой ценой и тогда обязательно будет результат, высокие достижения, но будет и борьба с миром и с собой.

2. Мир с собой. Можно добиваться желаемого через уважительное честное отношение к себе, внимательное прислушиваясь к себе. Баланс напряжения и расслабления. Прогресс будет тоже неизбежно, но он достигается не любой ценой.

Чтобы добиться хорошего контакта -"мира", необходимо задействовать все «инструменты», которые есть у человека:
-тело
-эмоции
-ощущения
-интеллект
Именно их совместное функционирование обеспечивает эффективную связь с окружающим нас миром. Нарушение даже одного из них будет сказываться и на чувстве собственного "Я", и на способности вступать в контакт, то есть полноценно ориентироваться в любой ситуации, соответственно и на способности справляться с трудностями.

Исходя из вышесказанного во время консультации, я работаю по трем направлениям:
Сначала обращаю внимание на тело, ощущения.

1.Саморегуляция
Предлагаю заметить ребенку
-как стоишь (сидишь)
-как дышишь
-что вокруг видишь

Важно в начале занятия чтобы ребенок пришел в состояние «здесь и сейчас», так как часто собеседник находится «там и тогда».

Предлагаю:
-почувствовать опору под ногами, сесть удобно
-восстановить дыхание, выдох более длинный чем вдох.
-оглядеться, предлагаю осмотреть кабинет, заметить меня, знакомлюсь.

Далее работаю, задействуя эмоции, интеллект.

2. Дифференциация чувств (учу различать спектр чувств, отделять их друг от друга)
3. Вербализация (учу называть свои эмоции, чувства и проговаривать переживания)

Люблю использовать следующую технику –«5 вопросов»:
-что чувствуешь?
-в связи с кем?
-в связи с чем?
-чего хотел бы?
-что можешь для этого сделать?

!!!Дифференциация чувств
Если ребенку сложно назвать чувство, я называю несколько и предлагаю ребенку прислушаться к себе, заметить, какое ближе.

!!!Вербализация.
Важно давать возможность и поощрять проговаривать мысли вслух от начала до конца. Препятствует развитию - договаривать фразы за ребенка или останавливать на полпути и говорить "я понял, дальше не надо".
Можно задавать уточняющие вопросы.
Например, ребенок рассказывает: "Ну они пошли туда, в общем там было не очень, ну Вы понимаете..."
Вопросы уточняющие:
-Кто пошел?
-Куда пошли?
-Не очень, это как?
"Я не понимаю, но мне очень интересно, расскажи пожалуйста. Я внимательно слушаю, у меня достаточно времени."

Во время слушания цель - замечать свои эмоции и переживания и когда уместно поделиться своими чувствами и переживаниями по поводу рассказа, без оценок.

Использование техник саморегуляции, улучшение способности дифференцировать, т.е. различать свои чувства и способности вербализировать, т.е. проговаривать словами свои чувства и переживания увеличивает осознанность, снижает излишнюю возбудимость, тревожность, дает возможность вести конструктивный диалог, улучшает способность делать выбор, помогает брать ответственность за свои действия, восстанавливает «правду чувств», следовательно, и самоуважение. Таким образом перечисленные техники способствуют эмоциональному здоровью и психическому развитию ребенка.

Made on
Tilda