«Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем, и хоронят его в том же звании, разве что прибавляя слово “пенсионер”. Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто

не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться.

Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величии своего дела. И только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, учителю. Будни захлеёстывают его – план, журнал, отметки, родители, методкомиссия, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской…

А ему надо всеё это оставить у порога в класс и войти к детям с возвышенно настроенной душой».

Симон Соловейчик

почетный работник общего образования РФ

Наталья Владимировна Давыдова

Н.В. Давыдова – методолог-наставник авторских образовательных и просветительских программ, событий и проектов, историк, педагог, преподаватель истории, эксперт и консультант по работе с семьей, детьми и подростками, гештальт-подходу в работе с семьей и детьми по модели Вайолет Оклендер. Автор проекта «МореГоряМоре», эксперт и консультант по работе с людьми, столкнувшимися с горем и утратой. Автор и ведущий развивающих программ для взрослых, «философских гостиных» и тематических путешествий. Основатель «Школа непраздного досуга». Автор статей и публикаций, сценарных разработок, посвященных современным подходам в изучении истории и социальных наук, развитию культуры исторического мышления на основе медиагерменевтических технологий. Эксперт клуба «WSClub» («Женские стратегии»). Спикер ряда конференций и фестивалей.

Немало уже сказано и написано. Проведены сотни совещаний, педсоветов, разработаны программы тренингов, показательных мероприятий, комплексных программ поддержки и профилактики… а «воз и ныне там».

Результаты опросов и диагностик, личные впечатления от общения с большим количеством педагогов свидетельствуют о высоком уровне усталости педагогов, профессиональном выгорании, личностных кризисах. И все это – при очень высоком уровне общественной напряженности, давлении агрессивной информационной среды, в условиях значительных перегрузок и зачастую – несоразмерно высокой планки ответственности и требовательности к себе.


«Уж сколько раз твердили миру»… Так может, именно в этом и есть проблема? Что не говорили, а твердили? Что так много звучит со стороны именитых и не очень известных, но активных авторов декларирования, назидания, поучения о том, что и как должно делать учителю?


Книга Надежды Сафьян «Маяк души» – иная по тональности звучания. Автор скорее ведет спокойную обстоятельную беседу с уважаемым человеком – со своим читателем. Говорит о том, что важно, сложно, иногда даже больно для собеседника. Тон этой беседы – очень располагающий, доверительный. При этом теплота интонаций не исключает, а скорее включает в себя не только элементы эмоциональной поддержки, деликатного внимания к чувствам и состоянию педагога, встречающегося с затруднениями, но гораздо более того – оказывает поддержку интеллектуальную, просто и ясно излагая с точки зрения практической психологии причины, суть и последствия явлений. Что особенно дорого – автор не останавливается на теоретических аспектах описываемых ситуаций, а предлагает действенные шаги и решения, доступные каждому обращающемуся с наболевшим вопросом к книге.


В приводимых реальных примерах и ситуациях многие легко узнают себя, учителей, похожих на учителя своего ребенка, или с улыбкой вспомнят коллег – так понятны и близки для многих из нас эти сюжеты и персонажи. Это не выдумка, не результат работы творческого воображения автора – множество проведенных интервью, собеседований, встреч позволили включить в книгу фрагменты-иллюстрации из самой что ни на есть настоящей школьной жизни, педагогической практики. И пусть имена и отчества, скорее всего, являются символическими, вымышленными, но за каждым персонажем – реальный человек, жизненный опыт, профессиональные затруднения – и решение, которое в каждом конкретном случае будет приниматься индивидуально, с учетом всех уникальных обстоятельств. Но основы понимания подходов, принципов действия в этих хрестоматийных в силу их повторяемости ситуациях внимательному и вдумчивому читателю содержание глав книги обеспечит. А схемы, иллюстрации, хорошо структурированные материалы позволят все «разложить по полочкам».

Собранные в книге данные касаются широкого спектра вопросов и препятствий, встающих на пути педагога-профессионала. Учитель, руководитель, помогающий практик – каждый найдет в этой книге что-то для себя. Вот почему смею предположить с большой долей вероятности – читать эту книгу предпочтут не «от первой страницы до последней», не «от корки до корки», а, скорее всего, будут бегло перелистывать главы, отыскивая в содержании «тот самый вопрос», который именно сейчас тревожит, волнует, требует разрешения, и обнаружив спасительную страницу, выдохнет читатель – выход есть. И здесь снова спокойный голос автора разъяснит, прояснит, пояснит, раскроет причины и следствия, поможет сделать выводы и выборы, определиться, возвращая читателю уверенность в его силах.

Нелегкая в освоении наука заботы о себе потребует времени, внимания, уделенного вопросам самонаблюдения, исследования своих сильных сторон и достоинств, знакомства с зонами уязвимости, источниками личных жизненных ресурсов, понимания своих потребностей, интересов, оптимальных способов самореализации. И книга, которая помогает удержать фокус внимания на внутреннем состоянии, качестве присутствия в жизни, может стать верным помощником, компасом, позволяющим не сбиться с выбранного пути: быть устойчивым профессионалом, успешным в выбранном для себя Деле жизни человеком, значимым для ребенка взрослым.


Отчего бы не помечтать, что, может быть, тогда мы увидим, как входит в класс педагог с возвышенно настроенной душой, который с гордостью произносит, представляясь: «Я – учитель».

Как красив этот человек, рядом с которым будут взрослеть наши дети!

Made on
Tilda