Все чаще педагогам приходится «создавать музыку… из того, что нам осталось». Большая психоэмоциональная нагрузка, многозадачность, изменение статуса учителя в обществе, создаеют дополнительные сложности в работе педагога. В таком же положении дефицита ресурсов часто оказываются дети и родители, что значительно усугубляет ситуацию.
Книга «Маяк души» Надежды Сафьян, кандидата психологических наук, основателя проекта бесплатной кризисной помощи «Ммы рРядом 2020», может по праву стать настольным справочником педагога. К нейнему можно обращаться и «в минуту трудную», и во время отдыха, как говорится, «для души».
Я считаю появление на свет книги Надежды Сафьян«Маяк души» значимым событием. Для меня это доказательство того, что каждый может делать мир вокруг себя лучше, используя свои знания, таланты и возможности. Это Ссвоего рода «лекарство от бессилия».
На что похожа эта книга? Читатель встретит структурированный сборник практикоориентированных материалов по самым актуальным вопросам жизни в образовательном учреждении. В ней говорится о профилактикие эмоционального и физического истощения, а также поднимаются вопросы коммуникации со всеми участниками образовательных отношений- – администрацией, коллегами, обучающимися, родителями. Безусловно, такое богатство информации позволит приобрести объёемный взгляд на ситуацию, что поспособствует принятию наиболее эффективных решений.
Возможнао, книга не вызовет интереса у тех педагогов, кто ищет ответ на вопрос «Кто виноват?» Однако, уверена, она будет очень полезна тем специалистам, которые ищут ответ на вопросы «Что происходит?» и «Что делать?»
Автор постарался уменьшить разрыв между академической и практической психологией. Какой смысл в теоретических знаниях, если не понятно, как их применить на практике, на пользу себе и окружающим. Такой подход, безусловно, будет способствовать развитию психологической культуры и компетенций в области психологического здоровья в образовательной среде. Создание психологически безопасной образовательной среды – очень актуальная, социально значимая задача в настоящее время.
Эта книга уникальна тем, что позволяет улучшать понимание и навыки одновременно в разных направлениях работы педагога. Становится возможным провести самопроверку, самодиагностику по сферам, вызывающим беспокойство, улучшеить понятьимание себя, расширить пространство вариантов и способов поведения в различных как знакомых, так и нестандартных ситуациях, позволяет быть готовым к новым вызовам времени.
Надежда Сафьян достаточно прямо освещает темы, о которых не принято громко говорить. Темы, по поводу которых вздыхают, разводят руками и пожимают плечами. В педагогической среде не принято открыто говорить о своей усталости, уязвимости и растерянности, о проблемах с коллегами и администрацией, о трудностях взаимодействия с родителями и «сложными» детьми. Педагог каким-то загадочным образом должен всегда знать, как преодолеватьразрешать подобные трудности. Книга содержит подсказки, алгоритмы, практикумы, которые помогут педагогу сориентироваться в ситуации, обрести внутреннюю опору и принять наилучшее решение. Автор постарался создать атмосферу уважительного разговора и ощущение поддержки и заботы, которые так необходимы педагогам.
Большое вниманиеВ книге автор уделяется большое внимание вопросам контакта человека со своими эмоциями и телом. Педагоги склонны терятьстановиться нечувствоительными к усталости, тело часто находится в постоянном напряжении, разучившисьстрадает способность расслабляться, как следствие – появляются проблемы с физическим здоровьем. Без должной заботы о себе тяжело вдохновлять своих учеников заботиться о себе, о своем внутреннем содержании и состоянии.
Надежда Сафьян не обходит стороной и вопросы духовности в силу того, что «…текущие события актуализируют духовно-экзистенциальные вопросытемы и у взрослых, и у детей». Затронуты темы, как обсуждать с детьми духовно-смысловые вопросы.
Педагогам жизненно важно сохранять равновесие в области эмоционального, физического и духовного здоровья. Может, кому-то покажется лишним говорить обо всех этих аспектах, но сегодня становится все более очевидным, что без объёемного видения себя и ситуации сложно выстраивать удовлетворяющую всех коммуникацию с людьми, да и просто оставаться в профессии.
Различные реальные истории педагогов, личный опыт автора делают книгу живой и понятной читателю. Автор постоянно деликатно возвращает насчитателя к мыслитому, что педагог в первую очередь Человек и работает он с Людьми.
Уверена, книга будет интересна к прочтению тем педагогам, которые хотят продолжать создавать прекрасную «музыку». «Музыку», которая поможет в самые непростые времена сохранять тепло, взаимопонимание, любовь к жизни и человечность в стенах школы.
Уважаемые педагоги, пусть ваши ученики мечтают стать похожими на вас, пусть вспоминают ваши имена спустя годы с теплом в сердце и с улыбкой на лице. Пусть ваши слова согревают их в трудную минуту.
А книга «Маяк души» Надежды Сафьян пусть согревает и поддерживает вас.